«Приобщение дошкольников культурным традициям, историческому наследию российского казачества».

                             

«Приобщение дошкольников культурным традициям, историческому наследию российского казачества».

           

                                               Picture background

    «Люби Россию, ибо она мать твоя и никто в мире не заменит её»
(Из казачьих заповедей)

Действенным средством воспитания патриотизма, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.

  Основные направления патриотического воспитания молодежи в казачьих обществах изложены в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации». В одном из своих выступлений президент РФ, В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры

   Огромное внимание в нашем детском саду уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое всегда являлось важнейшим фактором нравственного здоровья любого общества. Без него не мыслимо и дальнейшее развитие, и  движение вперед. И начинается этот процесс с самых маленьких наших жителей, с тех, кому предстоит вступить в самостоятельную, взрослую жизнь.
В силу ряда причин жизнь вносит свои поправки и диктует нам новые требования к процессу воспитания на основе черпания всего положительного, что накоплено веками нашим народом, традиционной культурой кубанского казачества.
Процессы реабилитации и возрождения казачеств, перевод казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение на Белгородчине дошкольных групп казачьей направленности, чтобы обеспечить социальный заказ на формирование гражданина с развитым чувством патриотизма, уважения к закону, своим и чужим правам, добросовестным отношением к учебе и труду.
Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние подрастающего поколения.

 Уважаемые ребята, родители и посетители нашего сайта, предлагаем Вам совершить  путешествие по инфоблокам  для ознакомления и введения в тему «Казачество».

 Традиционная одежда казаков

                                                                          

В начале XX века в России существовало более десятка казачьих войск, расположенных на ближних и дальних границах империи. Национальный состав войск был разнообразен, но все воины носили звание казака. Их внешний облик складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Кубанское казачье войско в этом смысле не исключение: сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более, что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска.

Одежда  казака – способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина.
Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
Нижняя казацкая рубаха шилась из белого льняного полотна. Ее редко украшали вышивкой. Верхнюю кроили из белоснежной ткани, ворот пестрел вышитыми женской рукой узорами. Рубахи никогда не заправлялись, носились навыпуск.
Поверх рубашки дома и на улице носили бешмет. Без этого элемента невозможно представить полного костюма казака. Сейчас его называют курткой или гимнастеркой. Существовало несколько видов бешмета, носили как короткие, так и удлиненные модели.
Разнообразие цветов позволяло подобрать бешмет любой расцветки: желтый, коричневый, зеленый, синий, серый, черный. Его также подпоясывали ремнем, на который цепляли украшения и оружие.

 Казачки всегда отличались красотой и суровым нравом. Их гардероб отличался от мужского богатством цветов и разновидностей одеяний.
Девочки имели лишь длинную рубаху да сарафан, который надевали поверх нее. Только по достижению 15 лет старшей дочери шили или покупали новую юбку, кофту, платья.
Основным нарядом считалось платье, которое называли кубелек. Его носила каждая женщина, независимо от достатка и рода, отличалась лишь ткань. Это платье походило на камзол, надевать под него было принято рубашку, которая выглядывала на груди и из-под пышных складок рукавов.
Носили рубашки под горло или легкие кофты в сочетании с юбками из шерсти или ситца. Казачки старались украсить свои наряды как могли: вставляли кружево, вышивали яркие рисунки, притачивали мех и кусочки кожи.

ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА

Екатерина Вторая.

Когда то очень давно, на Кубани жили не казаки, древние люди (скифы, меоты, греки), затем Кубань населяли адыги, ногайцы, турки, и очень досаждали нашим народам постоянными набегами и нападениями. И вот по особому поручению царицы Екатерины II, наш великий полководец Александр Суворов «очистил» эти земли от иноземцев, и теперь их нужно было охранять. Тогда Екатерина Великая послала охранять границы казаков, так как они были смелые, ловкие, верные и надежные воины. Она предложила им переселиться на земли рядом с Кубанью, но казакам там было мало места, и тогда Войсковой судья Антон Головатый направил к царице делегацию казаков с прошением даровать им земли около реки Кубань. Екатерине очень понравились вежливые, скромные казаки, они называли её «мамо», и обещали верно служить за веру и Отечество, и Императрица Екатерина подписала грамоту о «пожаловании» Черноморскому (Запорожскому) войску кубанских земель «за доблестную службу в  минувшую с турками войну».

И казаки начали осваивать эти земли, на высоком берегу Кубани, заложили крепость, и основали войсковой град Екатеринодар. Это была настоящая военная крепость, вокруг они насыпали земляной вал установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов. Внутри крепости построили курени из камыша, бревен и глины. Хаты обязательно обмазывались глиной и белились, чтобы было красиво. А в центре небольшой площади поставили Свято – Троицкую походную церковь. Вот так началась история Кубанской столицы.

«Переселение казаков»

Переселение казаков на Кубань оказалось непростой задачей.

30 июня 1792-го Екатерина II подписала грамоту, в которой жаловала казакам правый берег Кубани и Таманский полуостров. 13 июля императрица благословила черноморцев на переселение. С этого момента казаки навсегда поселились на Кубанских просторах. Вот только переселить на Кубань сразу всех не получилось. Дело в том, что черноморское казачье войско имело и гребную флотилию, и пешие полки, и конные, и артиллерию, и свой архив, и даже администрацию. Попробуй тысячи бравых хлопцев с их хозяйством разом переселить! Тогда войсковое правительство выработало план переселения, решив переводить людей на Кубань несколькими партиями.

Основной отряд, состоявший из более чем двух тысяч человек, возглавил кошевой атаман Захарий Чепега. (Атаман – это старший казак, командир, предводитель казачьего войска) Под его началом в этом походе были три конных и два пеших пятисотенных полка, обозы семейного казачества и войскового имущества. Весь этот «караван» отправился на Кубань 2 сентября 1792 года.

Путь отряда Чепеги был самым длинным и трудным, им нужно было обойти Азовское море и земли Донского войска. До реки Ея, которая была границей выделенных им земель они добрались только через 2 месяца и остались здесь на зимовку. Кстати после здесь возник город Ейск. Здесь имелось много хороших пастбищ для лошадей, достаточно камыша для топлива и рыбные места, потому сюда прибыло около 2 075 человек. Ну а уже ранней весной черноморцы вновь двинулись дальше. И 19 мая 1793 года отряд Чепеги прибыл к реке Кубани. К слову, именно кошевому атаману приписывают выбор места Главного Ореховатого кордона у урочища Карасунский кут, это то место где казаки заложили войсковой град Екатеринодар. Вот как писал атаман Чепега, судье Антону Головатому.

— Расставивши по реке Кубани пограничную стражу, состою с правительством над оную при урочище Карасунском куте, где и сыскал место под войсковой град.

По примеру запорожского коша (Крепости) казаки здесь построили крепость и курени для холостого товарищества. (Курени – это жилище казаков, часто курень объединял совместное жительство нескольких семей, от 3 до 20. А из нескольких куреней уже образовывалась казачья станица, в центре станицы всегда располагалась площадь (майдан), на которой казаки собирались все вместе на казачий круг, чтобы обсудить свои проблемы, важные дела).

В центре крепости позже они построили Свято-Троицкую походную церковь. Сейчас на этом месте тоже возвышается церковь, правда, уже другая – каменная. С того времени казачье войско несло постоянную сторожевую службу и охраняло границу страны.

А 16 августа из Очаковского лимана к берегам Тамани двинулась эскадра, включавшая в себя казачью флотилию из 50 канонерских лодок и одной яхты под командованием атамана Саввы Белого, бригантину «Благовещенье» и 11 транспортных судов.

Отряд высадился в Тамани 25 августа 1792 года, всего было 3 247 человек.

Этот день можно считать началом фактического занятия пожалованной земли.

                                                     ИСТОРИЯ БЕЛГОРОДСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Казачество с давних времен играло роль живого щита на южных рубежах русской земли. Первые сведения о казачестве на территории Белогорья относятся к 1570 году – это были оскольские казаки - донецкие гулящие казаки. Все они именовались служилыми людьми по прибору, ибо их, как говорили тогда «прибирали» на государеву военную службу.

Казаки в 1593 году основали город - крепость Оскол. Казаки — категория служилых людей города Старый Оскол, выполняющих довольно широкий спектр государевой службы: станичная, сторожевая, посольская, караульная, передачи срочных сообщений, сопровождение важных грузов и другое. Этот разряд наиболее пестрый по своему составу и положению. Они составляли две группы - городовые и беломестные. Наименование городовых казаков произошло, прежде всего, оттого, что в их отряды поступали вольные люди, вообще, издавна осваивающие Белгородский край. В обиходном языке их называли бортниками, в Путивле севрюгами, но чаще казаками. Занимались они промыслами и охотой и оседали на хорошо изученных и знакомых местах.

В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Оскольские казаки принимали активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляли значительную часть городовых казаков, ездоков и вожей. Городовые казаки подобно стрельцам прибирались на службу, получали земельное, денежное и соленое жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег». Небольшое денежное жалованье получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе.

Селились слободой и дворы ставили по десяткам, то есть, ко двору десятника примыкали дворы подчиненных ему казаков, к жилью пятидесятника дворы казаков его полусотни. Приборные люди не имели права без дозволения начальства отлучаться из города. Земельный надел городового казака был в пределах 20 четей, который находился в общей «даче», то есть, полученной на всю слободу.

Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале и Тереке. Последних правительство России стремилось использовать для охраны южных границ, снабжая хлебом, оружием, порохом и свинцом. Приглашенная на службу в южные города эта категория казаков получила название беломестных (свободных от податей), служащих по договору.

Первыми в городе Старый Оскол были терские казаки Ивана Матвеевича Прасолова и 39 его товарищей, живущих в отдельной беломестной слободе. В 1640 г. на службу в Оскол прибыли 37 ярославских «кормовых» казаков во главе с атаманом Федором Емельяновым. В 1644 г. воевода Дмитрий Плещеев принял на Осколе но указу Михаила Федоровича 30 донских казаков атамана Никифора Осиповича Медведева. В 1697 г. прибыли на службу казаки Острогожкого полка, но в начале XVIII в. их вывели с Оскольской территории. По архивным данным на территории уезда находилось еще 10 яицких казаков. Земельные наделы были различны, но со временем увеличивались. Если терские казаки в начале века имели всего по 10 четей земли на человека, то ярославцы в то же время владели землей - рядовые по 20 четей, есаул - 25, а атаман - 35. Но после перевода их в разряд детей боярских, земельный надел еще больше увеличился: по 200 четей имели 27 человек, по 150 четей - 12, по 100 четей - 25 бывших казаков. Донские казаки получили по 50 - 70 четей земли, но к концу века их осталось всего 9 человек.

В 1635 года стрельцы, пушкари и казаки начали сооружение 200-километровой Белгородской оборонительной черты, которую и строили, и обслуживали именно казаки, объединенные в слободские казачьи полки. В Белгородский разрядный полк были влиты 5 «черкасских» полков: Ахтырский, Сумской, Харьковский, Изюменский и Острогожский, сформированные из украинцев-переселенцев, имевшие в своем составе до 8 тысяч казаков, которые защищали оборонительную Белгородскую черту. На южной окраине Белгорода была застроена Казацкая (ныне Сапруновская) слобода.Из ворот Белгородской крепости «в поле» выезжали группы по 3-4 вооруженных всадника, которые следили «чтобы воинские люди на государевы земли войною безвестно не проходили». Зоркое око, смекалку и смелость должны были иметь воины, смотревшие за степью и татарскими дорогами. В степь также выезжали дозорные отряды в 9-10 ездоков, совершая длинные и опасные маршруты воль Муравского шляха и вниз по Северскому Донцу. В 1623 году Белгород выставлял 15 сторож и 40 станиц. Белгородские слободские казаки не только защищали рубежи южной России, но и принимали активное участие в Северной войне против шведов. Вольного казачества в том понимании, как оно было развито на Дону и Кубани, на территории Белогорья не было. Сохранялось лишь казачество, участвовавшее в обороне Белгородской засечной черты: городские казаки служили в опорных крепостях, линейные«линию» между этими крепостями.

Быт казаков

Быт казаков  Казачество — это большая страница в истории России. Когда и как появились казаки не известно. Одно из переводов слова казак означает вольный военный человек. Это больше всего характеризует казачество. Казаки прославились во время военных действий на защите рубежей Родины. Долгое время это были вольные общины, объединяющиеся по месту проживания, имеющие свой устав. Главенствующим лицом был атаман, выбранный на общем сходе. Общины входили в общее казацкое войско. Идеалами казаков были свобода, равенство, братство. Казачество являлось самостоятельным, независимым образованием. Взаимоотношение с государством осуществлялось посредством определенных указов. Но в конце XVIII начало XIX веков казачье войско переходит в подчинение военного Министерства и теряет свою свободу и независимость.

Язык у казаков был русский, вероисповедание – православие. Им выделялась земля для пользования. Казацкие хутора на Кубани располагались вдоль рек. Военная служба совмещалась с земледелием, животноводством, рыболовством. Для проживания строились турлучные, глинобитные дома. Обычно жили большими семьями, куда входило несколько поколений. В казацкой семье по обыкновению было много детей (до семи, восьми человек). Во дворе имелись всякие хозяйственные постройки, такие как закрома, сенник, сарай. В них содержалось много разнообразного домашнего скота, хранились запасы кормов. Казаки имели лошадей, коров, коз, овец, свиней, много разнообразной птицы. В полях обрабатывались большие наделы земли. Земля была своя или бралась в аренду. Сажали пшеницу, рожь, ячмень, лен. В хуторах, станицах обязательно была церковь, мельница, кузница. Казаки много работали, были организованными, хорошими мастеровыми. Пахотные угодья возделывались вручную. Пахали, сеяли с помощью быков, собирали урожай серпами. Перед коллективизацией стали появляться немецкие молотилки. В общей массе жили зажиточно. Закрома ломились от урожая. Было и мясо, и молоко, и хлеб. Сады изобиловали фруктами. Причем они ничем не обрабатывались. Вредителей не было, экология процветала. Хорошо работали и очень хорошо питались разнообразной качественной пищей. В обязательном порядке посещали церковь, соблюдали обряды, соблюдали посты. Правда, спать приходилось мало. На это не оставалось времени. К труду привлекались даже малые дети. Они могли присматривать за младшими братьями, сестрами, пасти скот. Быт был устроен скромно. В доме находилась русская печь, где на теплой лежанке спали маленькие дети и старики. Большой обеденный стол с лавками собирал всю семью. Ели из одной посуды, быстро работая ложками, чтобы успеть наесться. Хаты белились, полы мазались глиной. На окнах висели домотканные занавески. Одежду женщины изготавливали сами из шерсти и льна. На ручных прялках ткали и пряли холсты, возделывали шкуры животных. Обувщики шили красивую, натуральную обувь. Правда детям она часто не доставалась, или были одни сапоги для двоих. В школе учились не в обязательном порядке и не все. У некоторых не было желания, у некоторых возможности. Жили казаки в основном зажиточно (по тем временам), кроме лентяев и пьяниц, составляющих небольшую прослойку в казачьей общине. Работящий, крепкий, любящий свою семью, свою Родину народ был незаменим и в бою. Казаки прекрасно владели боевым искусством. Были удивительными наездниками, и в сабельном бою не было им равных.

Традиционно жилище казаков называлось курень. Курени с виду обычные сельские дома, таковыми, они и являются, но есть у них и свои особенности. В зависимости от регионов и благосостояния хозяев курени могли быть одноэтажными и двухэтажными, глиняными, деревянными или полукаменными. По поводу происхождения слова «курень» единого мнения нет. Кто-то считает, что это однокоренное слово с глаголом «курить». Либо казаки много курили, что факт, либо отопление было устроено по-черному, как в курной избе.

Другие исследователи связывают происхождение слова «курень» с тюркским словом kuran — толпа, племя. В пользу этого довода говорит то, что куренями назывались и отделения в казачестве. Другой перевод — стан в форме круга, круглый. В куренях помещения расположены вокруг печи. Я буду рассказывать исключительно о курене-жилище. Обычно курени поднимали над землей на высоком фундаменте. Дело в том, что строили жилища на берегах рек, которые разливались по весне. Помещения под жилым уровнем называли низами и использовали в качестве хранилищ.

Обычно курень опоясывал балкон — балясник. С него было удобно закрывать окна. На баляснике «бабы лясы точили», то есть общались, судачили, сплетничали. Опять же, туда можно было выйти попить чаю, чтобы и хуторских видеть, и себя показать. Крыши куреней были четырехскатными, их крыли камышом, соломой или жестью. Верхний слой соломы окунали в глиняный раствор, так спасались от случайных пожаров. Непременной чертой куреней был большое число окон, обязательно закрывавшихся ставнями. Ставни защищали от жары, от холодного ветра и от дурного глаза.Четырехскатные крыши крыли камышом, соломой, богатые дома жестью.

Комнаты в курене были небольшими. Они соединялись между собой, дом можно было пройти по кругу. Из куреня должно быть хотя бы два входа и выхода, чтобы, в случае внезапного нападения врага, спастись. Отделывали стены просто — сначала мазали глиной с навозом, затем белили. Полы зачастую были глиняные, их нужно было подметать, а периодически скоблить. В доме всегда должно быть чисто, иначе хозяйка подвергалась порицанию. В богатых домах полы были, конечно, дощатые.

Печи были глинобитными. По конструкции — это русские печи с лежанкой. Они служили для обогрева и для приготовления пищи. Летом готовили на улице в летницах.  Обстановка в куренях была без особой роскоши. Главное украшение — икона в красном углу. Шкаф для парадной посуды должен быть обязательно со стеклянными дверцами, чтобы было видно достаток хозяев. В быту часто можно было увидеть прялки, затем и швейные машинки — каждая женщина должна была уметь делать все по хозяйству.  Часто в курене висело оружие. Для казаков, живущих на рубежах страны, была актуальна поговорка «Мой дом — моя крепость». В случае нападения врагов курень превращался в оборонительное сооружение. Стрелять умели все. Мужчины, женщины и даже дети. На заднем дворе, как тут говорят — на базу — размещались хозяйственные постройки. Конюшня, навес для дров и кизяка и так далее.

   

Традиции воспитания детей в казачьих семьях

В традициях семей прошлых столетий не старались обучать детей разным наукам. В первую очередь прививали навыки, необходимые в повседневной жизни. Так было и у казаков. С малолетства юные казачки и казачата учились у старших и перенимали обычаи и традиции многих поколений предков. Девочек учили домоводству. Мальчики же воспитывались как юные воины, продолжавшие дело отцов и дедов.

Казаки – народ православный. Именно поэтому обучением детей занимались, по большей части, крёстные отец и мать. Сегодня крёстные – «должность» номинальная. Они присутствуют при крещении и являются, скорее всего, друзьям отца или матери. В прошлые века в казачьих семьях все было по-другому.

Задача крёстных была очень ответственной. Они обучали детей Закону Божьему, готовили к будущей взрослой жизни, прививали уважение к старшим и обучали основным правилам и законам. Но обучение чётко дифференцировалось: мальчики отдельно, девочки отдельно.

 

Традиции воспитания казаков – путь воина

К будущей военной службе сына готовили с первых дней жизни. Сразу же после крестин малышу давали шашку или пулю и смотрели, как он отреагирует. Если смело брал их в ручки и играл – значит, хороший воин будет! В некоторых источниках говорилось, что и пуповину отрезали именно шашкой, дабы с первых минут жизни обозначить место младенца в этом мире. Первый раз мальчик знакомился с воинской наукой, хоть и в игровой форме, в год после первого причастия. Мальчика сажали на коня, и отец вёл его в обход дома, после чего брал сына на руки, а крёстный надевал на них обоих портупею. С трёх лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет он жил вместе с матерью.

Когда юному казаку исполнялось семь, он переходил в мужскую половину дома. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть сына. Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному. Обучали воинским наукам, брали с собой на сходы и на межевание границ. Большое место уделялось и наказаниям. Казаки не относились к своим сыновьям жестоко. Целью наказания было не ударить посильнее, а дать понять, что то, что говорят старшие – ценно, и относиться к этому нужно очень серьёзно. В шестнадцать лет юные казаки проходили первое настоящее испытание. Чаще всего это была охота на крупного хищника или кабана. А полностью взрослым казак становился после посвящения. Проходило оно чаще всего на общеказачьем воинском празднике, где юноша должен был показать всё, чему его учили ранее.

Традиции воспитания девочек в казачьих семьях – верная подруга

Если мальчика с первых дней готовили к службе, то девочку – к управлению хозяйством. Мать и крёстная с пяти лет учили малышку шить, прясть, готовить. Поначалу эти уроки были наподобие игры. Но дочери сразу объясняли, что к делу нужно подходить с умом и усердием. Дочь во всём была матери помощница. А как иначе? Семьи у казаков большие были, и работы тоже было достаточно. Уже в десять лет юные казачки трудились наравне со старшими и в поле, и в огороде и дома. Когда девочка «входила в возраст» девушки, то начинала готовить приданое – прясть, ткать, шить. Вот тут и проявлялось всё её умение. А кто непряху и неткаху замуж возьмёт?

Помимо бытовых навыков, девочкам прививались и духовные традиции казаков. У них воспитывались уважение к старшим и мужу, доброта, отзывчивость и чистота помыслов. Также много говорили о девичьей гордости и чести, учили всегда держать спину прямо и разговаривать с людьми вежливо и кротко. Одним из важных качеств в воспитании девушки было смирение. «На нет и суда нет» – говорили они, покорно принимая отсутствия в своей жизни каких-либо вещей. Именно эти качества и делали будущих казачек истинными подругами храбрых воинов.

Во все времена к воспитанию детей подходили серьёзно. Дети – будущее народа. И от воспитания зависит и жизнь родителей в старости. В казачьей культуре упор делали на качества характера в первую очередь и на почитание старейшин. И не прогадали. Многие поколения семей казаков живут дружно и, порой, под одной крышей. Старшие покровительствуют над младшими, молодые уважают и почитают стариков. Только такой прочный союз поколений может составить надёжную опору для всего народа.

Традиционная кухня казаков

                                             

Кухня кубанских казаков достаточно специфична, ее особенности во многом обусловлены природными факторами Кубани: достаточно мягким и теплым климатом, а, значит, изобилием разнообразных овощей и фруктов в течение всего года, с одной стороны, и смешением кулинарных традиций разных народов, издревле населяющих этот регион. Блюда достаточно калорийны, изобилие мясных рецептов и мучного, возможно, выпадают из современных канонов правильного питания, но… худоба испокон веков не относилась к достоинствам истинных казачек. Казаки чтут завет своих предков: «Как ложкой, так и шашкой». В «Тихом Доне» мы читаем: «Ели, как всегда по праздникам, сытно и много. Щи  с  бараниной  сменила лапша, потом — варёная баранина,  курятина,  холодец  из  бараньих  ножек, жареная картошка,  пшённая  с  коровьим  маслом  каша,  кулага,  блинцы  с каймаком, солёный арбуз». Стол ломился от яств, когда казаков встречали после походов или ждали желанных гостей, — мясо, птица, дичь, мочёные яблоки, соленья, пироги, блины, заправленные каймаком и арбузным медом (нордеком), и, конечно же, знаменитая рыба: балыки осетровые, донская селедочка, щерба (уха), зажаренная с луком и яйцом мелкая рыбёшка. Питание и продукты регламентировались по сезону. 

Особое место на казачьем столе отведено борщу. Вернее, борщам: они могут быть как со свежей, так и соленой капустой, щавелем и даже с придающей пикантную кислинку алычой. Однако первое место в борщевом рейтинге все же занимает классический борщ из свежей капусты с салом. Любопытно, что гречневая и рисовая каши на казачьем столе не водились – в прежние времена их в здешних краях не выращивали. Да и грибных блюд у казаков было не найти. А вот каши: пшеничная, ячневая, просяная, кукурузная, кукурузно–«кабачная» (кабачковая), как впрочем и картошка, — пользовались заслуженным уважением. И, все же, царит на казачьем столе сало. Кубанские казаки предпочитают нестарое, нежно-розовое, с обязательной мясной прослойкой. Уважающая себя казачка солит его сама: в деревянных ящиках (чтобы убрать лишнюю влагу), обильно пересыпая слои сала солью и накрывая все чистой холстиной. Сало считается готовым уже на третий день. Солят его в осень, ближе к зиме. Держат в холоде, запасов хватает, как минимум, до весны.

Своеобразным «лакомством» по праву считаются соленые в собственном соку арбузы. Их солят в огромных деревянных чанах, забивая пространство между целыми арбузами расколотыми арбузными ломтями. Когда заливают все рассолом – ломти пускают сок, вот так и получаются «арбузы в собственном соку». Интересно, что рассол готовят «на яйцо» — в соленую воду бросают сырое куриное яйцо. Если оно не тонет, тот рассол имеет нужную концентрацию. В рассоле под гнетом арбузы выдерживают в течение месяца. Из напитков заслуженной популярностью пользуются компоты из свежих или сухих (узвар) фруктов, преобладает в которых груша-дичка. Варят их в ведерных кастрюлях и хранят по нескольку дней. Не менее любимы в казачьей семье и молоко-кисляк (простокваша), и ряженка, для заквашивания которой применяли творог. 

У казаков ценилось, чтобы хорошим аппетитом отличались наемные работники. Считалось, что если человек хорошо ест, то и работает также. Сохранилась такая притча: в каждой станице, в городе было место, где с утра выстраивались работные люди для найма. Хозяин ехал нанимать, и обязательно привозил работников в дом, где к их приезду накрывался сытный стол. Работников первым делом кормили и смотрели, кто как ест. Если ел мало и плохо, такого не нанимали. Ценили аккуратность в еде, чтобы доел все до крошки и поблагодарил. Таких людей нанимали сразу.

                                                                  

Казачьи символы и знаки

Символы атаманства, казачества – собственность казачьей общины. Их хранитель – атаман. Символика передавалась из поколения в поколение.

                                                                                

Печать подчеркивала статус и важнейшую роль атамана в дипломатической и хозяйственной деятельности казачьего братства. Она вручалась главе на выборах в виде перстня или рукояти. Ни один документ общины не был актуальным без печати. Новый атаман являлся правонаследником печати.

               

Сабля – символ атаманства. Атаман выступал в роли её хранителя на время своего правления общиной. Он надевал её по большим праздникам. Все остальное время сабля – старинный, инкрустированный предмет – хранилась в церковном приходе.

                       

Знамя – олицетворение полковой, войсковой общины. Во время боя за знамя сражались до последних сил, не допуская его осквернения.

                                              

Бунчук – знаковый предмет, находящийся в руках войскового командующего во время сражений. Символизирует атаманство, олицетворяет ставку. Бунчук хранился в поселковом храме, выносился по значимым праздникам, и только перед войском, возглавляемым атаманом. Короткое древко с привязанным конским хвостом как символ власти (у казачьих атаманов, гетмана).   

                                  

Булава – атаманская собственность, символизирующая полновластие. 

Насека (подвид булавы) – трость со стальным набалдашником и наконечником. Постепенно расписывался именами атаманов, правящих общиной. Символизирует атаманскую власть и духовную общность представителей казачьей станицы.

                                            

Медаль – личностный атаманский знак, который носили на шее, поверх кафтана. Одну сторону медали украшала надпись с названием казачьей станицы (позже заменена императорским ликом), вторую – даты правления, имя атамана. Если он избирался на повторный срок, то изготавливалась новая медаль, которую атаман носил вместе со старой. Для изготовления символа использовалось чистое золото или серебро. Меньшего размера медаль изготавливалась для близкого товарища атамана.

                                                    

Чернильница – предмет, который носил на поясе станичный писарь. Книга сменила чернильницу после отмены постоянных писарей.

                                       

Казна – металлический ларь, символизирующий финансовую власть казначея.

                                  

Книга – олицетворение закона. Имелась у каждого члена круга. Атаман хранил главную тетрадь с записями соборных решений, законов, издаваемых государственной властью. Книга помогала решать спорные вопросы, время от времени возникающие между станичниками.

Донские нагайки

Нагайка – олицетворение есаульской власти, идентифицируется с приставами, участвующими в круге. В повседневной жизни нагайка нераздельно связана с каждым казаком. В зависимости от станичных традиций, нагайку могли носить только женатые или все, без исключения мужчины. В первом случае нагайка вручалась молодому мужчине тестем при женитьбе. В домах нагайка висела на дверном косяке – при входе в спальню или в основную часть дома. Чтобы выразить свое уважение гостю или человеку старшего возраста, нагайку бросали к их ногам. Нагайка возвращалась в руки казака, но прежде, гость или старик должен обязательно её поцеловать. Если они не хотели простить обиду казаку или признать его покорность, лежащую на земле нагайку переступали.

Кафтан – олицетворение атаманской власти, но не личностный знак главы станицы. Для шитья использовалась красная парча.

Шапка особого кроя – олицетворение того, что казак получил юридические права. Первоначальным символом служил клобук, затем папаха, позже – фуражка. Если на фуражке не было кокарды, то она принадлежала нестроевому казаку. Она была обязательным атрибутом при участии в круге. Снималась шапка только в трех случаях – при произношении присяги, молитвы, во время выступления на собрании. Для вызова казака на дуэль, достаточно сбить с него шапку. Хранилась на главном месте куреня.

Шашка – символ полноправия мужчины, в т.ч., на землю. Вручалась юноше в день его семнадцатилетия. По достижению 21 года юноша получал из рук станичных стариков кокарду, погоны и темляк – теперь он был полностью готов к военной службе. Отправляясь в путь, юноша присутствовал на чтении евангелия в церковных стенах, обнажив шашку, что означало его готовность к военной службе и защите отечества. Состарившийся казак, взявший в руки посох, передавал шашку внуку, достигшему к этому времени 17-летнего возраста. Она являлась символом того, что молодой мужчина имеет право голосовать на станичном собрании. Провинившийся казак, в соответствии с решением казачьего собрания, лишался права определенный период носить шашку.  

Погоны – обязательный атрибут на одежде служивых казаков. Носились до момента освобождения казака от военной повинности. Шевроны, галуны и погоны – пожизненный атрибут офицерской одежды.

Башлык – своеобразный символ принадлежности мужчины к роду казаков. Его завязывали разными способами, несущими определенную информацию о владельце. Завязанный на груди башлык – символ того, что казак закончил служение отечеству, крест-накрест – владелец выполняет задание, заброшенные за спину концы свидетельствуют о пребывании мужчины на заслуженном отдыхе.

Посох – олицетворение мудрой зрелости. Его носил судья, церковный ходатай или паломник. Представители старшего поколения, участвуя в кругу, сидели, опершись на него. Поднятый в ходе круга посох свидетельствует — казак просит всех замолчать. Фуражка на поднятом к верху посохе информирует участников собрания об имеющемся у владельца важном докладе.  

Лампас – символика специфической расцветки, определяющая принадлежность мужчины к конкретному казачьему войску. Нашивался на брюки. Символизировал казачество и независимость. Свидетельствовал об освобождении его владельца от уплаты государственных налогов. 

В воинских частях регулярной армии, как царской России так и Советского Союза лампасы могли носить только офицеры и казаки. 

Молодые казаки, проходящие срочную службу носили узкие лампасы.  На первый срок призыва.

Казаки-ветераны, после срочной службы, которые призывались из запаса, носили широкие лампасы.

 

Мужские серьги раскрывали роль представителей сильной половины человечества в казачьем семействе. Единственный сын носил серьгу в левой мочке уха, единственные наследники мужского пола – в правой. Если мужчина был единственным ребенком в семье, оба уха декорировались серьгами. Они выполняли не только символическую роль, но и утилитарную. При равнении налево командующий войском мгновенно определял, сколько в строю казаков — единственных продолжателей своих родов. Их старались оберегать во время боевых стычек.

Кольца казаки не носили. Они украшали пальцы только казачек. Кольцо из серебра на левой руке барышни на выданье – символ того, что она готова к супружеской жизни. После сватанья кольцо перемещалось с левой руки на правую. Если казачка носит кольцо с бирюзовыми вставками, то её суженный несет воинскую службу. Во время брачной церемонии, серебряное колечко заменялось золотым, обручальным. Казачка носила его на правой руке. При разводе, кольцо носилось на левой кисти. Если муж погибал или умирал, казачка должна была носить на левой руке не только свое обручальное кольцо, но и мужа (на одном пальце). 

Фильтр по тегам:

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie